Форум » Сорбонна » История почты » Ответить

История почты

Катрин де Монпансье: Это потом будут почтовые кареты, вагоны, а пока... Раннее Средневековье С падением Западной Римской империи в Европе вряд ли существовала какая-либо функционирующая система передачи вестей. Лишь Хлодвиг (король Франции с 482 по 511 год) пробовал — без особого успеха — воссоздать почтовую связь из остатков римской государственной почты. Ко времени Карла Великого (768—814) сообщения доставлялись с большими затруднениями. Карл Великий и его преемники не сделали серьёзных попыток к восстановлению римской государственной почты. Учреждение гонцов, существовавшее при Каролингах, примыкало к народному делению на марки и при быстром распадении монархии не получило широкого развития. Князья-феодалы осуществляли пересылку писем и вещей посредством гонцов и возниц, предоставлявшихся их подданными. Монастырская и университетская почты В феодальной средневековой Европе XI—XV веков, при раздробленности государственной власти, пересылку известий принимали на себя главным образом отдельные духовные и светские корпорации. В обмене мыслей всего более нуждалась тогда церковь, как потому, что её устройство покоилось на начале централизации, так и потому, что в течение долгого времени она являлась единственной носительницей умственной жизни народов. Архивы церковных учреждений и регесты римской курии свидетельствуют, что ещё в самом начале средних веков происходил оживлённый обмен посланий между главой католической иерархии и её членами; но на существование специального церковного института гонцов или курьеров нет указаний. Лишь между многочисленными разветвлениями духовных орденов поддерживались правильные сношения через посредство странствующих монахов, которые выполняли роль курьеров и брали с собой донесения. Монастыри таким образом имели собственную систему сообщений — монастырскую почту. Монастырские курьеры поддерживали связь между отдельными монастырями и главой церкви в Риме, между монашескими орденами и их братствами. В землях немецкого ордена для этой цели возникла специальная администрация и учреждены были станции для перемены лошадей. При университетах, куда учащиеся стекались из самых различных стран, также образовались корпорации профессиональных гонцов, пользовавшиеся разными привилегиями. В XII—XIII веке славились гонцы университетов в Болонье, Салерно, Неаполе, Монпелье, Тулузе, позднее — гонцы парижского университета Сорбонны. Гонцы университетской почты поддерживали связь между учащимися и их семьями; некоторые из университетских почт за определённую плату доставляли сообщения частным лицам. Студенты приезжали и уезжали, родственники писали им письма, посылали деньги и посылки. Все это требовало связи. Так сама жизнь породила необычную почтовую службу — почту университета. К переписчикам книг, торговцам пергаменом, аптекарям и сапожникам, входившим в число членов университета, прибавились еще и почтари. 7 февраля 1296 года охранная грамота короля Филиппа Красивого закрепляет за учителями и учащимися университетов право иметь гонцов-почтальонов. Эти вестники числились за факультетом искусств — одним из четырех факультетов университета, объединявших три четверти студентов. Почтари быстро завоевали симпатии студентов. Обычно они отправлялись в путь перед большими религиозными праздниками, чтобы по таксе, утвержденной ректором университета, доставить корреспонденцию, посылки, пассажиров. В дни прибытия почты подле горы Святой Женевьевы собиралось множество народа. Курьеры привозили родительские благословения, мудрые наставления, посылки с домашней снедью и, разумеется, деньги. Ремесленники, трактирщики, домовладельцы торопились тут же взыскать со студентов долги. Возвращение почты было событием в жизни Парижа. Очень скоро вестники Парижского университета стали обслуживать не только членов своей корпорации. И это естественно. Ведь другой почты в ту пору Франция не имела… Купеческая почта и почта мясников Дальнейшее развитие общества, прежде всего торговли и ремёсел, а также науки и культуры, способствовало повышению интереса к передаче сообщений и привело к появлению многочисленных и разнообразных служб посыльных и почт городов, обслуживавших купцов и ремесленников. Постепенно право пользования этими почтами стало предоставляться и другим слоям населения. Купеческая почта была заведена при крупных торговых домах, которые содержали собственных курьеров. Вскоре отдельные купцы стали заимствовать эту идею и объединялись с тем, чтобы собранная почта могла перевозиться по назначению. Начало купеческой почты можно обнаружить в Республике Венеция. В то же время единой государственной почты всё ещё не было. Несколько позднее возникла так называемая «почта мясников» (нем. Metzger-Post). Цех мясников, совершавших для своих закупок обширные путешествия, принимал на себя, по соглашению с городами и купеческими гильдиями, перевозку писем и посылок. В некоторых городах южной Германии это вменено было цеху мясников в обязанность, взамен чего он освобождался от общинных повинностей. Таким образом образовалась почта мясников, просуществовавшая до конца XVII века и местами получившая значение государственного установления (в Вюртемберге) Закупая скот, перегоняя стада к месту продажи, мясники совершали регулярные походы по всей Германии. Для перевозки мяса и перегона скота им приходилось держать лошадей. «Кавалерийская» особенность этого цеха сделала мясников почтальонами. Пересылка писем в ту пору баснословно дорога. Лишь влиятельные князья могли содержать специальных гонцов. Даже городам это было не по карману, и городские вестники путешествовали лишь от города к городу, передавая свою ношу гонцам городов-соседей. А потребность в почте все росла и росла. Особенно нуждались в ней мелкие купцы и ремесленники. В этой сложной обстановке мясники, предложившие перевозить корреспонденцию, показались добрыми ангелами. Разумеется, «ангелы» отлично умели считать. Они быстро сообразили, какие выгоды несет их цеху новая служба, и вскоре рожки затрубили в разных городах Германии. Вместе с пылью, поднимаемой стадами, звуки рожков возвещали о рождении почты. Гонец с письмом в XV веке (марка Западного Берлина, 1989) Городская и королевская почты С развитием городских вольностей одним из важнейших средств сообщения в Средние века явился институт городских гонцов, который с XIV века существовал почти повсеместно, но особое развитие получил в крупных торговых центрах Германии и Италии. Из многочисленных дошедших до нас регламентов городским гонцам в Кельне, Майнце, Нордгаузене (XIV век), Страссбурге (1443), Аугсбурге (1552), Бреславле (1573) и т. д. видно, что они состояли в ведении городского совета, которому под присягой обязывались подчиняться. Они не получали жалованья ни от общины, ни от отдельных корпораций или купеческих гильдий. Выступая из города в определённые дни, они верхом или пешком в установленные сроки доставляли по назначению корреспонденцию городского управления, равно как и письма и посылки горожан, с которых взимали плату по таксе. Прочное и широкое развитие институт городских гонцов получил благодаря союзам городов на Рейне и в Нижней Германии. Гонцы рейнского городского союза поддерживали правильные сообщения от Кельна и Майнца через Франкфурт в Нюрнберг. Своей точностью в соблюдении сроков славились гонцы ганзейских городов, поддерживавшие сообщения между Гамбургом, Бременом, Амстердамом и Антверпеном, а также на восток через Штеттин, Данциг и Кенигсберг вплоть до Риги. В южной Германии первое место занимали гонцы Аугсбурга. Помимо линий на Нюрнберг (трижды в неделю), Линдау и Регенсбург, они поддерживали сообщения с Италией; в Венецию они прибывали через Бреннер в восемь дней. Современная централизованная почта зародилась с усилением государственной власти. Во Франции Людовик XI эдиктом 19 июня 1464 года учредил королевских курьеров (фр. maîtres coureurs royaux). По всем его владениям раскинута была сеть станций для перемены лошадей; во главе всей организации стоял grand maître. Эта почта предназначалась исключительно для надобностей правительства; королевским курьерам под страхом смертной казни воспрещено было исполнять поручения частных лиц. В патенте Карла VIII от 27 января 1487 года королевские курьеры названы chevaucheurs en postes. Вскоре после того не только во Франции, но и в Германии и Италии названием почты стали означать всю совокупность установлений, которые учреждались государством или под контролем государства для пересылки как правительственной, так и частной корреспонденции и для перевозки пассажиров. Карта почтовых сообщений Европы в 1563 году Использованы материалы Википедии и М.С. Арлазоров «Вам письмо! Из истории мировой почты»

Ответов - 0



полная версия страницы