Форум » Сорбонна » Танцы XVI века » Ответить

Танцы XVI века

Admin: Итак, на дворе - 16 век. Расцвет куртуазного танца. Век ромбронов, жестких корсетов, вытянутых носков обуви и - высокого Возрождения. Век, оставивший множество письменных и других источников, о котором, хорошенько покопавшись в документах, можно говорить с точностью до фраз, произнесенных пять веков назад... Остались и "танцевальные" документы. Основные - "Орхезография" 1588 года монаха Туано Арбо, написанная во Франции почти сразу после Варфоломеевской ночи (те, кто читал романы о Генрихе IV и Екатерине Медичи, поймут контраст описанных танцев и развлечений с тем, что творилось в Лувре), и труды итальянского танцора и хореографа Карозо. Основными танцевальными формами остаются известные с 15 века балли и бассдансы. Итальянские танцы многократно усложнились, большинство из них имеют слово "балетти" в названии и сложную композицию: по сравнению с короткими танцевальными историями раннего Возрождения теперь танцуются целые романы. Практически все танцы по-прежнему рассказывают о любви, корень "аморе" встречается в каждом втором танце. Фидельта д'Аморе, Торнео Аморозо, Кача д'Аморе... Да и количество шагов сильно увеличилось, появилось множество технически сложных элементов: гальярдные шаги, мелкие вариации - саффиче, скорси, батутти. Кавалеры должны перед началом танца приглашать даму сложным поклоном с реверансом и маханием шляпой в разные стороны. Дамы признаются, что танцы в их уме занимают такое же место, что и охота. При дворах царит кроваво - эротическая атмосфера... Изменять жене - признак хорошего тона. Зарезать в постели неверную с любовником - норма. Дуэль из-за оброненной фразы; смерть от падения во внезапно открывшийся люк в темных переходах дворца; постоянные переезды со всем скарбом, король, имевший право на любую девушку (в общем, да кто откажется?), вина в качестве единственных напитков - других просто не было, ну разве что вода... Мда, сплошной адреналин... Сколько же чувственности было в их танцах, когда даму держали за кончики пальцев, а вольта, где разрешалось брать партнершу за талию, считалась верхом неприличия, была запрещена церковью? Вольта танцевалась Елизаветой, фактически отлученной от церкви, и считавшей, что у нее красивые ноги (в вольте дама подпрыгивает, опираясь на плечо кавалера, и юбки, взметнувшись, оголяют лодыжки). Во Франции был один - единственный кавалер, осмеливавшийся танцевать вольту при дворе... При этом вечерами в коридорах Лувра старались не ходить: во - первых, это было опасно, во - вторых, всюду были парочки, не добравшиеся до своих постелей... "Рыцарская доблесть вырождается в обычный беспредметный кураж. Дуэли затевались по малейшим поводам. - Поглядите, из-за какого вздора такой - то вверяет свою честь и самую жизнь своей шпаге или кинжалу; пусть он поведает вам, что повело к этой ссоре; ему не стоит делаь этого не покрывшись краской стыда, до того все это выеденного яйца не стоит, - замечает рациональный Монтень. Разумеется, эти простые игры не имели ничего общего с размахом и великолепием турниров, которые, наряду с охотой, считались благородными занятиями благородного сословия". Во дворе играли, помимо любви и смерти, в лапту, шары, карты - причем современным казино далеко до бушевавших тогда страстей, коим предавались все во дворце, включая короля. В принципе рыцари умели играть в шашки и шахматы, но гораздо боле популярными развлечениями становятся бильбоке и игра в бирюльки, кости и, конечно, балы. Бал 16 века: маскарад, изысканная музыка, танцы, еда, театрализованные представления и приуроченные к балам скандалы: отставки, назначения... Для маскарадов чаще всего использовались античные сюжеты, а самыми популярными карнавальными костюмами были мавританские, греческие, албанские, костюмы Арлекино, Пьеро и Пьеретты, домино. Полумаски посили практически постоянно, черная полумаска являлась почти обязательным атрибутом всех, выходивших из дворца вечером. Маскарадные маски были очень богатыми, с ручной вышивкой и драгоценными камнями, часто с длинными вытянутыми острыми носами. Обычным было переодевать дам в мужские костюмы и наоборот. На бал при дворе было принято являться в новых костюмах... Вообще мода была еще одним из пунктов соперничества всех придворных. Принятая при дворах одежда, и без того вычурная, доводилась до абсурда модниками, а появившиеся изменения подхватывались остальными. В общем, сейчас все то же самое. 16 век - век галантности. Любовь на людях была романтичная, стихотворна и танцевальна. Собственно, дальше нужно обращаться именно к танцам. "Начался бал. Тогдашние пляски - "Венера и Завр", "Жестокая участь", "Купидон" - отличались медлительностью, так как платья дам, длинные и тяжелые, не позволяли быстрых движений. Дамы и кавалеры сходились, расходились, с неторопливой важностью, с жеманными поклонами, тоными вздохами и сладкими улыбками. Женщины должны были выступать как павы, плыть как лебедки. И музыка была тихая. Нежная, почти унылая, полная страстным томлением, как песни Петрарки. Главный полководец Моро, молодой сеньор Галеаццо Сансеварино, изысканный щеголь, весь в белом, с откидными рукавами на розовой подкладке, с алмазами на белых туфлях, с красивым, вялым, испитым и женоподобным лицом, очаровывал дам. Одобрительный шепот пробегал в толпе, когда во время танца "Жестокая участь", роняя, как будто нечаянно, на самом деле нарочно, туфлю с ноги или накидку с плеча, продолжал он скользить и кружиться по зале с тою "скучающею небрежностью", которая считалась признаком высшего изящества. В танце "Венера и Завр" дамы с любезной улыбкой водили своих кавалеров на золотых цепях, как узников, и, когда они с томными вздохами падали ниц, ставили им ногу на спину, как победительницы. Была полночь. На балу царствовала увлекательная веселость. Только что начали модную пляску, во время которой кавалеры и дамы проходили вереницею под "аркою верных любовников". Человек, изображавший Гения Любви, с длинною трубою, находился на вершине арки; у подножия стояли судьи. Когда приближались "верные любовники", Гений приветствовал их нежной музыкой, судьи принимали с радостью. "Неверные" же тщетно старались пройти сквозь волшебную арку: труба оглушала их страшными звуками, судьи встречали бурею конфетти, и несчастные под градом насмешек должны были обратиться в бегство". НЕКОТОРЫЕ ТАНЦЫ ЭПОХИ Аллеманда -- придворный танец с середины XVI века. Двудольный, темп умеренный. Бержеретта -- быстрый придворный танец XVI века в 6-дольном размере. Бранль (качание, хоровод) -- сначала народный танец, потом бальный. В XVI веке много разновидностей: двойной, простой, веселый. Вольта (ит. "поворот) -- разновидность гальярды. Возник в Италии. Придворный танец XVI века. Быстрый. Размер 3/4. С прыжками и поворотами. В конце танца дама запрыгивала на руки кавалеру. Гальярда -- старинный парный, реже сольный танец XV-XVII вв. Для XVI в. характерен 3-дольный размер, умеренно быстрый темп, синкопированный ритм. Танцевался после паваны. Павана -- придворный танец с начала XVI века. Медленный, горделивый. Размер 3/4, 4/2. Пассамеццо -- итальянский танец. С начала XVI века популярен во всей Европе.

Ответов - 6

Admin: Развитие танцев во Франции. Итальянские салонные танцы во Франции принимали более изящные формы, соответственно духу французской аристократии. Появление этих танцев началось уже со времени царствования династии Валуа. Эта эпоха - век придворных интриг и любовных похождений, была очень благоприятна для развития хореографии. Из желания нравиться женщинам, в угоду их вкусам, в обществе и при дворе устраивались беспрестанные балы. Царил вечный праздник. Франциск I учредил свой придворный оркестр (по примеру Англии: у Елизаветы уже в 1558 году был такой), в составе которого были 16 рожков,4 арфы, 8 лютней, волынка, 2 скрипки, 8 альтов, 2 флейты, 9 тромбонов. Такой разнообразный состав оркестра придавал танцам оживленность и выразительность. Интерес не только двора, но и средних слоев, вызвал появление учителей танцев и печатных руководств. Примером может служить "Орхезогрфия" Туано Арбо, написанный в форме диалогов с учеником Каприолем самоучитель паваны, бранлей, куранты и проч. В Париже лучшими учителями считались итальянцы. Умение хорошо танцевать играло огромную роль для приобретения положения в обществе. Кроме того, хорошие и ловкие танцоры легко находили себе богатых титулованных невест, и отличавшиеся в этом искусстве всегда нравились женщинам. Искусство нравиться женщинам - культ XVI века. Танцы XVI имели очень скромный характер. Дамы отличались особой во время танцев стыдливостью. Модную "павану" они исполняли с опущенными глазками, что не мешало им иногда бросать мимолетные, многозначительные взгляды на партнера. Поэтическая обстановка танцев не мешала им иметь и определенную практическую цель. Арбо пишет: "Если хотите жениться, то помните, что расположение вашей возлюбленной нетрудно приобрести во время танцев. Мало того! Знайте, что танцы созданы для того, чтобы возлюбленные могли убедиться, здоровы ли они. После танцев разрешается поцеловать друг друга с целью, чтобы почувствовать, насколько здорово и свежо дыхание и не издает ли оно запаха известного под названием "бараньей грудинки". Танцы служили как бы санитарно-гигиеническим дознанием. Франциск I очень любил танцевать и поощрял в этом своих придворных. Особенно заметна на его балах была сестра короля, Маргарита Валуа. Ее танцы обращали на себя всеобщее внимание. Любимым ее танцем была павана, в которой она не имела соперниц, считаясь идеалом грации. Дон Жуан Австрийский, вице-король Нидерландов, инкогнито приезжал в Париж на один день с единственной целью полюбоваться изяществом грациозной принцессы. Пользовавшиеся огромным успехом величественные танцы стали изменять свой строгий характер при Екатерине Медичи. В ней, по-видимому, сказалась итальянская кровь: медленным темпам она предпочла легкие прыжки и оживление в танцах. Вместо паваны стали танцевать гальярду и вольту, в которых мужчины делали не допускавшиеся прежде прыжки. Этому способствовала перемена моды: уничтожение длинных платьев, замена тяжелых материй, более легкими, обрисовывавшими формы. Регентство Екатерины было обильно балами, которыми она пользовалась и для политических целей. Например, праздник в Байонне (граница с Испанией), проходивший на открытом воздухе. Для обеда на одном из островов были устроены 12 беседок с накрытыми столами. Из главной, в которой находились повелители Испании и Франции, были видны все остальные. Прислуживали фрейлины королевы, одетые нимфами и наядами. Кушанья подавали приходившие из лесу сатиры. Во время обеда приглашенные крестьяне развлекали знать народными танцами. Были собраны представители ближайших провинций в национальных костюмах. Плясали попарно и группами по звуки местных инструментов: провансальцы - под тамбурин и флейту, бургундцы - под маленький гобой, бретонцы исполняли веселые "бранли" и "passepieds" под скрипки, бискайцы - мориску. Потом весь двор танцевал "серьезные танцы": павану - испанскую, Pazzemezo - итальянское, куранту - французскую, бурре, паспье, шаконну и др. Зная склонность Генриха III к развлечениям, честолюбивая Медичи пользовалась его страстями, чтобы отстранить его от управления государством. Окружала его красивейшими женщинами, устраивала многочисленные пиры, балы, маскарады, под ее руководством ставились дивертисменты (поэтические балеты) с танцами. Генрих III устроил однажды пир в честь своей матери, где присутствовали женщины, переодетые в мужские костюмы. Королева в ответ пригласила его на роскошное пиршество, за которым прислуживали полуобнаженные дамы (нимфы) с распущенными волосами; исполнялись песни с самым игривым содержанием, пьесы с диалогами и танцами с участием Генриха III. ОН доходил до того, что в 1577 году в одном из балетов он был одет в женский костюм с открытой грудью, на которой красовалось жемчужное ожерелье. Говорили, что танцевавший Генрих не то король-женщина, не то мужчина-королева. Даже за 4 дня до Варфоломеевской ночи, по случаю свадьбы короля Наваррского с Маргаритой Валуа, Медичи устроила в Тюильри поэтический балет с сюжетом о защите "Рая". Распределение ролей играло особый смысл: король и его братья защищали Рай с правой стороны зала, король Наваррский и его друзья находились в Аду слева. Рай был наполнен блаженными небожителями во главе с герцогом Анжуйским, ад - чертями разного калибра. Между адом и раем по реке в лодке плавал Харон. Позади рая находились "Елисейские поля" в виде роскошного тропического сада, в котором танцевали 12 нимф. Бой закончился тем, что враги короля были низвергнуты в ад. Балет был не особенно сложен, состоял из выходов танцоров, которые жестами, движениями и танцами объясняли его содержание. Началом "балетной" эры во Франции следует считать 1581 год, когда состоялось первое настоящее балетное представление. Его автор - итальянец Бальтазарини (родом из Пьемонта, во Франции получил прозвище Божуайе - "веселый красавец"), известный на родине, как прекрасный скрипач. Медичи выписала его в Париж на должность придворного слуги, которой добивались и дворяне. Он привез с собой оркестр итальянских скрипачей, имевших большой успех (играли на 5-струнных скрипках). Их присоединили к придворному оркестру. Медичи поручила ему устрить грандиозный праздник по случаю брака любимца короля, герцога Жуаеза, с Маргаритой Лотарингской. Была поставлена опера-балет под названием "Комический балет королевы" или "Цирцея и нимфы". Спектакль продолжался с 10 вечера до 3 часов ночи. Это было грандиозное представление с мифологическим сюжетом и хвалебными гимнами королевской семье, невероятно роскошное по затратам. Впервые действия были объединены определенной мыслью и хореографии придан некоторый смысл, сцены вытекали одна из другой. Главные роли исполняли французы, а не итальянцы, как это было раньше. После него и до Люлли искусство вернулось к прежним входам и выходам, несвязанным между собой. (с) Форум " Клуб любителей фэнтези " Описания танцев

Henri de Navarre: Дамы и господа, поскольку у нас сейчас открылся бал, я позволил себе небольшой экскурс в исторический танец, чтобы дать представление о том, чем мы сейчас заняты (ну, помимо интриг любовных и политических, конечно ) Ведь танцы занимали не последнее место во времяпрепровождении наших героев. В XVI веке во Франции танцмейстеры, создавая технику танца, обращали особое внимание на стиль исполнения и манеры танцующих. От исполнителя требовались важная осанка, медленная размеренная поступь, чопорные и детально разработанные взаимные приветствия – поклоны и реверансы. Все живые и непосредственные движения, присущие народым танцам, считались признаком дурного тона, несмотря на то, что в основе всех бальных танцев лежали именно народные пляски. В результате такой переработки народные танцы превратились в прогулочные танцы-шествия, лишь отдаленно напоминающие источник своего происхождения. Позволю себе привести здесь высказывание известного итальянского танцмейстера того времени Эбрео: "Все искусство заключается в гармонии движений, в горделивости убаюкивающего себя шага, в развертывании пышности одежды… Глаза не должны выражать надменность и непостоянство и не должны смотреть повсюду, то туда, то сюда. Пусть она (т.е дама прим. мое ) большей частью смотрит вниз, но не опуская при этом головы на грудь". Дамы! Приняли к сведению? Эти же требования повторял в своем известном и по сей день трактате о танцах "Орхезография…" Туано Арбо. Манеры, правила поведения и весь танцевальный этикет подвергался строгой регламентации. На праздненствах присутствовали особые церемонийместеры бала, которые указывали, как надлежит открывать бал, как продолжать, следили за поведением и движениями танцующих. Отступать от установленного канона считалось предосудительным. В Италии поклон делали в левую сторону, приветствуя даму "со стороны сердца". У нас во Франции кланялись в правую (меньше сердца, что ли, было? ) Принимая приглашение, дама выходила несколько вперед и подавала кавалеру руку или обе руки. Кавалер поддерживал даму под локоть, иногда за кончики пальцев или накладывал свою кисть на кисть руки дамы. Затем, поднимая соединенные руки выше плеч дамы, они наплавлялись к тому месту, откуда начинался танец. По окончании танца, прежде чем проводить даму на место, кавалер мог поцеловать ее. Для этого он одной рукой обнимал даму за плечу, другой держал ее руку и целовал в щеку.

Henri de Navarre: Придворные танцы делились на басседансы, то есть "низкие", и "высокие". Низкие не в том смысле, что они были каким-то недостойными (а то вдруг вы что не то подумали ), а в том, что в них не было прыжков и ноги почти не поднимались над полом. Павана как раз относится к низким танцам. Еще к ним принадлежат куранта и аллеманда. В высоких танцах танцующие вертелись (вольта) или прыгали (гальярда). Итальянские басседансы танцевали в более оживленном темпе, с различными фигурными построениями, в отличие от наших, французских, которые были более просты и торжественны (и правильно – чего там мучиться? ) Танцующие прохаживались по залу простыми и двойными шагами, чередуя их со взаимными поклонами и реверансами, покачиваниями корпуса, удалялись друг от друга, затем опять приближались. Дамы проходили под поднятой рукой кавалера. Затем танцующие подавали друг другу руки и делали повороты вправо и влево на двойных или простых шагах. Двигались один мимо другого или одна пара проходила между кавалером и дамой другой пары. Басседансы составляли как бы небольшую хореографическую композицию, в которой танцующие показывали себя и демонстрировали свое богатство, пышность нарядов и благородство манер. Одним из таких танцев-шествий была павана, которой и открывается сейчас наш бал. Это медленный придворный танец-шествие (надо признать, ужасно скучное и нудное). Название его восходит к итальянскому «padoanna» - так назывался придворный танец, который танцевали в итальянской Падуе. Музыкальный размер всех паван 4/4 (то есть считали раз-два-три-четыре). Основная шаговая единица паваны называется паванный сет (мало ли кому-нибудь пригодится). Паванный сет – это особая комбинация шагов, выполняемая то с правой, то с левой ноги, с продвижением то вперед, то назад. Все паваны – это постоянное повторение паванных сетов. Вот пример паваны – постарался описать как можно проще, чтобы дать представление о том, что мы сейчас делаем. Начало танца – четыре паванных сета, три с продвижением вперед и один с продвижением назад, затем кавалер опускается на одно колено, а дама продолжает танцевать, обходя его, держа за руку. Потом дама обходит половину круга вокруг кавалера, оказываясь лицом к хвосту зала и с противоположной стороны от того места, с которого она начала движение. Далее дама возвращается на свое место, кавалер встает с колена и танцует таким же образом вокруг стоящей дамы. Ну примерно что-то вот в таком духе танцуем мы сейчас на нашем балу. Вот такая дискотека. Приятного танцевания, дамы и господа!


Henri de Navarre: Гальярда. Гальярда в переводе означает "веселая". Этот танец обычно следовал на балах нашего времени сразу за медленной, величавой паваной и контрастировал с ней и по темпу, и по ритму, и по манере движения. Для гальярды характерен трехдольный размер, то есть, говоря по-простому, считается "раз-два-три", в отличие от той же паваны, где счет ведется на "раз-два". По-умнонаучному выражаясь, размер гальярды может быть 3/8 или 6/8. Гальярда вообще-то – народный танец, но, как это часто бывает, из народа она перекочевала во дворцы и стала придворным танцем, ну как обычно, аристократы забрали у народа хорошую вещь и сказали "она всегда наша была". Гальярда резко отличается от паваны по движениям: если в первой, как я рассказывал, танцующие исполняли медленные проходки, то в гальярде надо было весело прыгать и скакать, то есть всячески радоваться жизни. Гальярда – парный танец, но реже танцевался и соло. Танцующие двигались по кругу, хотя возможно было и движение цепочкой в произвольном направлении – тогда это самое направление задавала первая пара. Кавалеры исполняли движения внутри круга, всячески показывая себя. Шаги у всех кавалеров могли быть разными, их разнообразие и последовательность зависели от познаний и фантазии каждого отдельного танцора. Дамы в это время исполняли несложные гальярдные шаги (особенные женские, или же упрощенные версии шагов кавалеров), придерживая юбку. Шаги исполнялись поочередно с правой и с левой ноги, а затем следовала позировка – каденция. Не буду мучить вас терминологией шагов гальярды, просто – танцуем, дамы и господа (с)!

Маргарита Валуа: Бранль В пору наивысшего расцвета Придворного Бранля в XVI веке появилось особенно много его разновидностей. На балах стали создавать сюиты Бранлей из разных его вариантов. Например, была особенно популярна последовательность из Двойного Бранля, Простого Бранля, Весёлого Бранля и Бургундского Бранля. По свидетельству французского хореографа XVI века Туано Арбо: «Сюита из этих четырех видов бранлей соответствует разным группам лиц, присутствующих на балу. Пожилые танцуют медленный двойной и простой бранли. Женатые молодые люди танцуют веселый бранль. А самые молодые легко танцуют бургундский». В разных провинциях Франции появились свои сюиты Бранлей. Зачастую они представляли одни и те же танцы, только в разной очерёдности. Тот же Туано Арбо шутит: «…Музыканты составляют эти бранли в сюиты из определенного числа танцев, и например, если играют 10 бранлей подряд, то называют их шампанскими, если исполняют другое число бранлей, то называют их авиньонскими или как заблагорассудится».

Henri de Guise: Танцы XVI века Исполняя танцы XV века, дамы, хоть и щеголяли изысканными нарядами, проявляли скромность. Они не могли приглашать на танец кавалера, танцевали, скромно опустив глаза, изредка поглядывая на кавалера. В то время, когда кавалер, не должен был забывать смотреть на даму. Контакты в танцах ограничивались касанием рук, а иногда – только пальцев рук. В XVI веке дамам уже позволялось флиртовать с кавалером и даже приглашать его на танец (либо взглядом заставлять понравившегося кавалера пригласить её). Танцы становятся более вычурными и сложными. Тем не менее, дамы и кавалеры затянуты в корсеты и плотную одежду. Они по-прежнему не могут двигать корпусом и даже поднимать руки. Поэтому при статичном корпусе многое делают ноги. Сохранилось несколько работ по танцам XV века: авторства Туано Арбо (Франция), Чезаре Негри, Фабрицио Карозо (Италия), записи английских юристов и несколько итальянских и испанских записей различного авторства. Моду диктовала Италия, от неё пыталась не отставать Франция. Вся Европа танцевала по-итальянски и по-французски, итальянские учителя танцев слыли самыми лучшими. Что представляли из себя придворные танцы XVI века? Излюбленным развлечением итальянской знати были светские салоны, на которых можно увидеться с приятелями, обсудить последние новости, поиграть в карты, почитать поэзию, послушать музыку, вкусно поесть и, конечно, потанцевать.Среди танцев XVI века были такие, которые знали все. Эти танцы исполнялись парами, тройками или группами. Кавалеры приглашали дам, а иногда и сами дамы находили себе партнёров. Танцевать юноши и девушки учились с детства. Учителя танцев кроме хореографии могли преподавать фехтование и верховую езду, а также работать учредителями балов и городских мистерий. Такие хореографы часто сами придумывали танцы или помогали их придумать своим ученикам. Новые танцы исполнялись отдельными показательными номерами, заслуживая аплодисменты и овации. Каждый танец, будь он социальный или постановочный, имел свою манеру исполнения. Об этом пишет итальянский хореограф XVI века Фабрицио Карозо. Более того, каждый танец – это целая история, и зачастую – история любви. Слово «любовь» встречается в названии каждого второго танца: Федельта д'Аморе (верность любви), Торнео Аморозо (любовный поединок), Кача д'Аморе (охота любви). Каждый танец начинался со сложного реверанса, который партнёры делали друг другу. При этом кавалер галантно снимал шляпу и тут же одевал её. Без шляпы можно было танцевать только очень сложные и быстрые танцы, например, гальярды и каскарды. Также не вежливо было танцевать в перчатках – и кавалеры, и дамы снимали их перед танцем. Карозо пишет, что иногда перчатки были настолько узкими, что щеголям-кавалерам приходилось снимать их зубами, что вызывало общий смех.Дамам же хореографы не рекомендовали слишком много флиртовать с различными кавалерами, так как это могло привести к неудобной ситуации, когда два кавалера приглашают на танец одну даму. Павана По одной из версий, павана произошла от слова «павлин». Этим сравнением она обязана торжественному и величественному характеру танца. Этим танцем часто отрывали балы. Пары выстаивались в колонну, в соответствии с титулами и рангами. Например, первой парой будет танцевать король с королевой или принцессой, второй парой – брат короля с супругой и т.д. После гордой и медленной паваны часто исполняли весёлый и быстрый турдион (медленные танцы чередовались с быстрыми, состоя с ними в сюите). Алеманда Арбо предполагает, что алеманда – один из самых старых французских танцев, который пришел во Францию из Германии, о чем красноречиво говорит его название. Действительно, алеманда, как и ее ближайшая родственница, павана, напоминает бургундские бассдансы XV века. Имеет те же основные шаги (одинарный и двойной) и танцуется колонной пара за парой. Но в отличии от паваны, каждый шаг танца заканчивается выносом ноги. После объявления танца первая пара, которая становилась в колонну, оказывалась ведущей. Остальные пары строились за первой. Верхом неприличия было становиться перед теми танцорами, которые ужа заняли место в колонне. Колонна могла двигаться вперед и назад, исполнять дополнительные шаги и украшения, могла разворачиваться таким образом, что хвост процессии становился его головой. Арбо пишет, что первая и вторая часть танца были одинаковыми. Между частями делался перерыв, музыка стихала, и в это время кавалеры были обязаны занять своих дам «легкой беседой». Третью часть музыканты исполняли живее, поэтому пары исполняли то же самое, но уже с легкими прыжками (как в куранте). Бранль Многие исследователи ищут корни бранлей в XV веке и даже раньше. Бранли – народные танцы, которые начали танцевать при дворе. Особенно интересны мимические бранли, в которых можно было проиграться и повоображать: бранль башмачников, прачек... Или, к примеру, свечной бранль, в финале которого можно было поцеловать понравившеюся даму. Балло Популярные танцы в Италии за исключением нескольких особых видов назвали «балло», «балетто» или «балли». Некоторые танцы были игровыми, например, Ballo del Fiore – танец с цветком. Желающие танцевать стояли по кругу, а ведущий танцор цветком посередине. Опускаясь в реверанс, он выбирал себя даму и танцевал с ней, на финальном поклоне, передавая цветок. Дама с цветком, в свою очередь, выбирала себе партнера и танцевала с ним, пока остальные любовались на танцоров и ждали своей очереди. Часто балло были показательными танцами на одну пару. Различные комбинации всех известных шагов. Канарио По одной из версий этот танец пришел из Испании, из Канарских островов. А вот, что пишет о нем Арбо: канарио «происходит от балета, сочиненного для маскарада, в котором танцующие одевались как короли и королевы Мавритании или как дикари, утыканные разноцветными перьями. Вот как танцуют Канари. Молодой человек выбирает даму и, танцуя с ней под какую-нибудь подходящую мелодию, ведет ее в один конец зала. Сделав это, он возвращается на свое место, все время пристально глядя на даму. Затем он вновь подходит к ней, исполняя несколько пассажей, после чего опять возвращается на свое место. Затем дама подходит к кавалеру и повторяет все то же самое» . Шаг – сегвито батутти. Гальярда В XVI веке умение танцевать ценилось так сильно, что танцоры могли устраивать настоящие соревнование. Подходящим для соревнования танцем была гальярда – сложный импровизационный танец, наполненный прыжками и замысловатыми вариациями, он был показателем ловкости и грации танцора, его физической подготовки и чувства ритма. Шаг – чинквипасси. И другие танцы: бассданс, куранта, паванилья, турдион, каскарда, контрапассо, туркелон, гавот. Кстати, в XVI веке некоторые танцы могли исполнять как одни только кавалеры, так и одни лишь дамы. Например, во французских придворных балетах королева начинала спектакль танцем с красивейшей из фрейлин, а итальянские морески юноши и девушки часто танцевали порознь. Бытовали также театрализованные постановочные танцы – морески. Их могли исполнять как профессиональные артисты (например, как на иллюстрации - мореска XV века в исполнении артистов), так и сами придворные. В основу такого маленького балета ложились аллегоричные истории, её героями зачастую были персонажи римской мифологии, Чувства, Качества и Пороки – Мудрость, Верность, Страсть, Коварство и т.д. Также придворные в своих маленьких спектаклях любили изображать крестьян и простых горожан за работой либо приносящих дары венценосным особам. Балет Постановочные танцы для зрителей становятся всё более и более популярны по всей Европе. Появляются первые балеты – ещё пока бессвязные сюжетно и с довольно простой хореографией (сравнительно с эпохой барокко и классическим танцем). Сперва – как интермедии – небольшие спектакли в перерывах между актами трагедий, на балах и во время торжественных процессий-триумфов. Очевидцы говорят, что приходя смотреть античные трагедии, все ждали незамысловатые сюжетно интермедии, поскольку хореографы пытались поразить зрителя блестящими костюмами, неимоверными машинериями и декорациями, сложными танцевальными формациями (иногда в таких балетах участвовало более сотни человек). К концу века балеты во Франции приобрели огромную популярностью и распространились по всей Европе как излюбленное развлечение знати. (с)



полная версия страницы